?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост

С начала года россиян поджидала очередная волна удорожаний – с 1 января в силу вступили закон, согласно которому в течение трех лет будут постепенно повышаться акцизы на алкоголь, табак, топливо. И, хотя парламентарии на этапе принятия этого закона говорили о том, что подорожание будет постепенным, рост стоимости бензина на себе уже ощутили многие. Одними из первых отреагировали жители Новосибирска – их возмущение даже привело к призывам бойкотировать закупку бензина на крупных сетевых заправках. Но поможет ли решительный протест исправить ситуацию? И из чего и как на самом деле складывается цена за литр автомобильного топлива? «ФедералПресс» продолжает разбираться в том, кто виноват и что делать.

В начале было слово

Прошлый год был богатым на громкие экономические темы: сокращение дефицита госбюджета до 4 %, на которое правительство бросило все свои силы, замедление темпов инфляции, стабилизация цен на нефть, выборы президента США, в ожидании которых, казалось, замер весь мир… На фоне таких громких и активно обсуждаемых тем внутренняя финансовая политика в России, казалось, отошла на второй план.

Между тем, в конце прошлого года правительство и Госдума практически заложили новый вектор движения для финансового и налогового сектора экономики России на ближайшие годы. Одним из наиболее важных решений стали изменения в Налоговый кодекс, которые Госдума утвердила в ноябре прошлого года. Парламентарии увеличили акцизы сразу на несколько видов товаров: алкоголь, табак и топливо.

Ставки акцизов в течение трех лет (2017–2019 годы) будут подниматься на вина и шампанское (кроме отечественного), сидр и медовуху, пиво, крепкий алкоголь, а также на все виды табака (и даже электронные сигареты), автомобильный бензин 5-го класса, дизельное топливо и средние дистилляты.

Повышение коснулось оптовых цен на топливо, и было зафиксировано в денежном выражении. Так, рост ставки акциза на автомобильный бензин 5-го класса вырос с 10,13 тыс. рублей за тонну до 10,535 тыс. рублей за тонну в 2018 году (рост на 4 %), и до 10,957 тыс. рублей – в 2019 году (рост на 8,16 % по сравнению с 2016 годом).

На дизельное топливо депутаты установили ставку 6,8 тыс. рублей в 2017 году, 7,072 тыс. рублей в 2018 году и 7,335 тыс. рублей в 2019 году. Это существенный рост – в ноябре 2016 года ставка составляла 5,293 тыс. рублей за тонну. Если сопоставить стоимость, получается, что уже в этом году оптовая цена на дизтопливо вырастет на треть – 28,5 %! К 2019 году разница увеличится на 39 %.

На этапе обсуждения поправок Минфин уверял – в целом по стране и дизель, и 5-й бензин подорожают несущественно, на 1–2 рубля. Однако в реальности динамика, с которой цены начали расти уже в январе, похоже, превзошла правительственные ожидания. Удорожание бензина ощутили россияне по всей стране.

Учитывая, что картина с ростом цен одинакова практически везде, несмотря на особенности местных рынков и присутствующих там игроков, редакция «ФедералПресс» задалась вопросом – что именно стимулирует рост цен на автомобильное топливо.

Слоеный бензиновый пирог

С целью выяснить, как формируется цена на бензин, редакция «ФедералПресс» опросила нескольких экспертов. Выяснилось, что сам принцип ценообразования топлива в России аналогичен формированию цен в других странах: конечная стоимость складывается из затрат на добычу, переработку, транспортировку и розничной наценки продавцов.

Однако если смотреть на динамику стоимости сырой нефти и бензина как продукта нефтепереработки, наблюдается противоречие: цены на нефть за последние три года падали (и лишь относительно недавно закрепились на уровне в 50 долларов за баррель). Тогда как розничные (и оптовые) цены на бензин самых ходовых марок и дизтопливо только росли.

Оказывается, в цепочке «сырье – бензин» есть условный «третий лишний». И этот третий лишний – большая доля налогов и сборов, которыми облагается процесс производства и сбыта топлива в нашей стране. В России выплаты государству в виде акцизных и налоговых сборов составляют 60 %. Если пересчитать в рублевом выражении, то на литр бензина в Новосибирской области (средней розничной стоимостью 35,4 рубля) приходится 22 рубля акцизных сборов!




Наценка АЗС далеко не так существенна – всего 16 %, или 5,3 рубля, наценка нефтеперерабатывающих предприятий – 13 %. Еще 7 % в структуре цены занимают расходы на транспортировку (2,4 рубля) и лишь 4 % - непосредственно стоимость самой нефти. Как видим, мировые котировки на нефтяное сырье со стоимостью бензина практически не коррелируют – поэтому фактор ценовых колебаний можно смело списать со счета.

Таким образом, получается, что сильнее всего на стоимость бензина влияют именно внутренние факторы. И налоговая политика здесь – первоочередной фактор. Помимо акцизов в этот блок входит налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который выплачивают государству все компании-недропользователи, налог на транспортировку…

Акцизы при этом являются косвенным налогом – однако их доля в себестоимости бензина достаточно высока. Текущая ставка акциза на бензин составляет 13,1 тысячи руб. за тонну. В пересчете на литры (в одной тонне бензина примерно 1,3 тыс. литров) становится очевидным, что доля акциза составляет примерно 10 рублей на литр или около 35 %. Вот почему любое повышение акцизных ставок сразу приводят к ощутимому росту конечных цен для потребителя.

Все познается в сравнении

Логично разобраться – а как обстоит ситуация с формированием цен на топливо и налоговой политикой в других странах? В Сети периодически попадаются данные, которые наводят на раздумья – почему, к примеру, в Венесуэле бензин дешев настолько, что их цены шокируют весь мир? По текущему курсу в 6,3 боливара он стоит около 1,5 цента США (90 российских копеек). Или – почему в США бензин стоит примерно столько же, сколько и в России, хотя наша страна является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа, а США – напротив, крупнейшим импортером углеводородов, да и уровень жизни населения там выше?

Все страны мира действительно исходят приблизительно из одной и той же цены на нефть, пояснил «ФедералПресс» кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов. Однако в каждом государстве не только своя налоговая политика – во многих странах производство и реализация бензина субсидируются. От соотношения субсидий и налогов и зависит конечная стоимость продукта.

По данным РИА «Новости», размер субсидий на бензин в той же Венесуэле достигает 12,5 млрд долларов – что с учетом текущей стоимости национальной валюты является огромной суммой. Сравнение же с США, по мнению Ивана Капитонова, и вовсе «не репрезентативно», настолько отличается налоговая политика и производственный цикл в Штатах и России.

«Исключение объясняется весьма просто: США покупают нефть за доллары, которые сами же и печатают, поэтому им нет смысла облагать налогами нефтепереработку, отягощая бременем оплат население и промышленность. Печатный станок всегда под рукой, и США проще еще допечатать долларов, которые очень любят по всему миру, и купить за них реальный товар, в том числе и нефть», - пояснил эксперт.

Добавим также, что структура ценообразования на бензин в США также разительно отличается: в себестоимости американской нефти самую большую роль играет транспортная составляющая (50 %, так как нефть приходится завозить издалека). Собственная сланцевая нефть также достаточно дорога в разработке. Переработка на американских НПЗ забирает порядка 20 %, внутренняя транспортировка и реализация на территории Штатов – еще 10 %. В итоге на налоговое бремя остается всего 20 %. То есть втрое меньше, чем в России.

Если же сравнивать с Европой и странами Третьего мира, выясняется, что при столь же высокой доле налогов в ценообразовании (около 60 %) цены на бензин в Великобритании, Франции, Германии и Италии выше российских в два-три раза. В Пакистане, Ираке и Монголии литр бензина АИ-95 стоит столько же, сколько и в России – однако и уровень жизни, и уровень доходов у населения заведомо меньше, отмечает Иван Капитонов.

Что год грядущий нам готовит?

Бензин за 2017 год подорожает в пределах инфляции (которая, по прогнозу ЦБ РФ, должна составить 4 %), заявлял в декабре вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако уже тогда некоторые эксперты выражали с этим несогласие. Так, управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон говорил ТАСС, что рост средней цены бензина будет выше инфляции (на 1,5–2,5 рубля из-за увеличения акциза). По словам Выгона, в среднем по году стоимость бензина вырастет больше инфляции, и это отразится на общем росте цен, так как приведет к росту стоимости грузоперевозок на 5-7 %.

А вот председатель общественного совета при Минтрансе Новосибирской области, автопутешественник и блогер Алексей Носов в беседе с «ФедералПресс» был более категоричен. По его подсчетам, к концу 2019 года бензин будет стоить 45 рублей за литр.

«В очередной раз экономический блок правительства не увидел иных способов исправления собственных ошибок, кроме как залезть в карман населению, – заявил Носов «ФедералПресс». – По результатам наших проверок до 40 % бензина, и до 60 % дизтоплива на рынке – это контрафакт. То есть, государство недополучает по акцизам до половины положенных средств, но правительство никаких мер не предпринимает. И я не готов понимать, почему чиновники не желают забрать причитающиеся стране деньги у жуликов, а в очередной раз решают свои проблемы за счет народа. Притом, не только за счет автомобилистов. Акциз, а вместе с ним и розничные цены, вырастут в первую очередь на солярку, значит, вырастет и стоимость работы сельскохозяйственной техники, грузового и пассажирского транспорта. Соответственно, вырастут цены и на прилавках магазинов, и на проезд в транспорте». (с) РИА «ФедералПресс»

Комментарии

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
kommehtatop01
15 фев, 2017 10:21 (UTC)
цены на бензин в Великобритании, Франции, Германии и Ит
Эти страны не добывают нефть сами как мы. Поэтому наши правители - ипаные упыри-шкуродеры! Еще смеют, суки, говорить, что в РФ денег не хватает. Посчитайте еще сколько бензина сжигается в РФ автомобилями, вот и узнаем истиный доход от него для РФ в рублях.
mik_2016
15 фев, 2017 11:05 (UTC)
+++

Edited at 2017-02-15 11:23 (UTC)
debuggerx
15 фев, 2017 10:38 (UTC)
нашему ворью во власти денег не хватает
ari
15 фев, 2017 10:41 (UTC)
Денег никогда не хватает, кто заработал (или украл) сумму с числом с двумя нолями - хочет с тремя и т.д. Парадоксы человеческой психики.

Edited at 2017-02-15 10:43 (UTC)
SbstnPereira
17 фев, 2017 07:11 (UTC)
но на морские прогулки дымящих авианосцев и миллиардные бонусы правлению роснефти денег хватает. такие вот парадоксы психики
mik_2016
15 фев, 2017 11:21 (UTC)
Учи арифметику

Доля акциза в цене Аи-95 составляет 18%.
Доля акциза в цене ДТ - 11,5%
Акциз в 2017 году на Аи-86 вырос 8,6%
Акциз в 2017 год на ДТ вырос 4%.

Дальше третий класс средней школы.
Рост цены за счет роста акциза в Аи-95 приведет к росту отпускной цены на 1,55% или 60 коп за литр., для ДТ на 0,46% или на 17 копеек.

Edited at 2017-02-15 11:24 (UTC)
leeneek
28 фев, 2017 14:13 (UTC)
Re: Учи арифметику
Блин,чего у нас тогда бензин стал 95- 41,79 р, а был 39,00
mik_2016
28 фев, 2017 16:43 (UTC)
Re: Учи арифметику
Цена на бензин будет подниматься до уровня цены в ЕС потому, что иностранным компаниям сегодня невыгодно продавать бензин в России.

pravdoiskanie
17 фев, 2017 07:42 (UTC)
Россия великая энергетическая держава империя добра?
Но почему народ хиреет, а на бензин растёт цена?
ne_kit_kat
17 фев, 2017 11:16 (UTC)
«Исключение объясняется весьма просто: США покупают нефть за доллары, которые сами же и печатают, поэтому им нет смысла облагать налогами нефтепереработку, отягощая бременем оплат население и промышленность. Печатный станок всегда под рукой, и США проще еще допечатать долларов, которые очень любят по всему миру, и купить за них реальный товар, в том числе и нефть», - пояснил эксперт.

а мы что, нефть не за рубли покупаем? или сами их не печатаем? или сша не добывают нефть? экспертный уровень статьи зашкаливает.
Иван Савельев
27 фев, 2017 13:41 (UTC)
"Как в России складывается цена на бензин"

не складыватся, а организуется
ari
27 фев, 2017 14:02 (UTC)
Метко подмечено :))
Иван Савельев
27 фев, 2017 14:10 (UTC)
"Метко подмечено"

Тавтология
ari
27 фев, 2017 14:23 (UTC)
Могу себе позволить.
Иван Савельев
27 фев, 2017 14:26 (UTC)
Безобидная слабость
valerii_11
27 фев, 2017 13:43 (UTC)
Пока страной управляет ВОРЬЁ, так и будем щи лаптем хлебать!
Павел Сучков
27 фев, 2017 14:58 (UTC)
Всё чётко написано-власть все свои "таланты" компенсирует налогами грабя и без того нищий народ страны. Изображают благополучие наполнением бюджета не за счёт роста налогооблагаемой базы страны, а за счёт увеличения поборов из кармана населения скрытыми способами , типа увеличения акцизов.
Результат, власть в шоколаде и при креслах под жопой, народ нищий и обваровываемый с каждым годом всё больше и больше. Что бы враньё казалось более правдоподобным, то ещё одним враньём подпирают-низкой производительностью труда россиян.
А по факту, низкая производительность россиян не их вина. Виновата власть и бизнес не вкладывающая средств в технологии, оборудование и инструмент. А вручную на коленке производительность выше чем во всём цивилизованном мире достичь не представляется возможным.

Edited at 2017-02-27 15:04 (UTC)
viva5a
28 фев, 2017 14:11 (UTC)
Да вообще ужас... такие цены прямо космос... =/
voenjur
28 фев, 2017 14:28 (UTC)
Херово она складывается... Во вред гражданам и государству в целом...
big_rig_and_bbq
28 фев, 2017 14:32 (UTC)
"почему чиновники не желают забрать причитающиеся стране деньги у жуликов, "
----------------
кто ж у капиталистов при капитализме деньги заберёт ? И куда отнесёт, к другим пилильщикам бюджета ?
sachabatman
28 фев, 2017 14:33 (UTC)
Отличный пост!
Может быть его разместить в автомобильном сообществе?
Самое популярное в рунете здесь: http://ru-auto.livejournal.com
ari
28 фев, 2017 14:35 (UTC)
Размещайте, я не против, думаю автор данной статьи не будет против тоже.
sachabatman
28 фев, 2017 14:36 (UTC)
я его тоже позвал
dr_rusi4
28 фев, 2017 14:36 (UTC)
вот кто бы еще объяснил, почему соляра стоит дороже 92-го, хотя ее производство дешевле...
( 26 комментариев — Оставить комментарий )
ari
science & society, the meaning of life

АРХИВ ЖУРНАЛА

Март 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Статистика

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner