?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Буддизм религия?

Я как-то привык думать, что ранний буддизм не вполне религия, а скорее своего рода терапевтическое учение, которому присущи некоторые религиозные атрибуты. Советский востоковед, тибетолог Бронисла Кузнецов в книге «Ранний буддизм» пишет, что уже в наиболее ранних буддистских текстах представлены учение о святых, развитая сотериология и даже вполне теистические, креационистские позиции. Вот какой он подводит итог: «Буддизм уже в начальной стадии своего развития, на самой ранней, доступной для нашего обозрения, предстает перед нами как религия, в которой главное место занимает культ Будды и учение о спасении».

Метки:

Комментарии

( 34 комментария — Оставить комментарий )
aizenshtein666
20 сент, 2016 08:17 (UTC)
Насколько мне известно, разные исследователи определяют Буддизм по-разному: одни как религию, другие как философию и даже науку, лично я считаю, что конечно религия, которая поддерживает человека на каком-то нравственном уровне. Единственное, в Буддизме как мне кажется нет догматики.
ari
20 сент, 2016 08:22 (UTC)
Как в истории про определение рака, которого представили биологу "рак - это рыба, он красный и ходит боком". Он сказал "Все ок, кроме того, что рак не рыба, он не красный и боком он не ходит".
(без темы) - aizenshtein666 - 20 сент, 2016 08:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ari - 20 сент, 2016 08:25 (UTC) - Развернуть
holicin
20 сент, 2016 08:22 (UTC)
Одна из самых мерзких религий.
ari
20 сент, 2016 08:30 (UTC)
Категорично :)) В любом случаи, мне кажется, малоприменим в качестве инструмента прояснения главных вопросов своей жизни (для тех кто ищет, конечно).
medvedprivet
20 сент, 2016 08:39 (UTC)
Религия -вопрос скользкий!
sisj
20 сент, 2016 08:39 (UTC)
Религии - зло!
Буддистом хотел стать, по-сути свобода, но что на самом деле, знает только буддист
dead_island
20 сент, 2016 08:40 (UTC)
По сравнению с джедаизмом)))
modellisimo
20 сент, 2016 08:41 (UTC)
Или летающий монстр из макарон)
queen_of_charn
20 сент, 2016 08:40 (UTC)
Очень интересное определение - "терапевтическое учение" ))) Можно долго спорить на тему "буддизм - это религия или философия", но вот насчет терапевтического учения... Это вообще как и что такое?
ari
20 сент, 2016 08:51 (UTC)
Что-то вроде методики или способа отучать свое сознание от привычки использовать "лингвистический ум" для взаимодействия с окружающей реальностью, в общем, что-то для успокоения ума :))

Edited at 2016-09-20 08:53 (UTC)
(без темы) - queen_of_charn - 20 сент, 2016 08:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ari - 20 сент, 2016 08:58 (UTC) - Развернуть
oleg_butenko
20 сент, 2016 10:15 (UTC)
Конечно, ранний буддизм - это религия
ari
20 сент, 2016 10:22 (UTC)
А, современный?
(без темы) - oleg_butenko - 20 сент, 2016 10:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ari - 20 сент, 2016 10:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oleg_butenko - 20 сент, 2016 11:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ari - 20 сент, 2016 11:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oleg_butenko - 20 сент, 2016 11:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ari - 20 сент, 2016 12:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oleg_butenko - 20 сент, 2016 13:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ari - 20 сент, 2016 13:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oleg_butenko - 20 сент, 2016 13:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ari - 20 сент, 2016 14:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - karakabas - 22 сент, 2016 07:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oleg_butenko - 22 сент, 2016 09:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - karakabas - 22 сент, 2016 10:02 (UTC) - Развернуть
andrelubertsy
20 сент, 2016 12:03 (UTC)
Почитай,если интересно произведение Григория Соломоновича Померанца
"Великие религии мира" (совместно с З.А.Миркиной) М., Рапол, 1995 г. 2-е изд. «Университ. книга», М-Спб, 2001 г., 3-е изд. М., Росспэн, 2006
В электронном виде: http://royallib.com/book/pomerants_grigoriy/velikie_religii_mira.html

Цитаты из книги:
Из проповеди Будды вышло множество «буддизмов», временами очень далеких от того, что хотелось бы увидеть Будде. Но зато разработка вопросов, поставленных Буддой, привела к возникновению нескольких замечательных философских систем, оставивших глубокий след в истории человеческой мысли. В рамках буддизма сложились психологические и логические теории, до сих пор сохраняющие свою важность для науки*.
Буддийский срединный путь был серединой не только между аскезой и распущенностью, но и еще в одном: между интеллектом и поэтическим чувством. Рассудочные натуры могли усваивать и развивать принципы буддизма в строго логической форме, а поэтически настроенные — отбрасывать философию и брать из «благородного молчания» то, что им подсказывало сердце и воображение. Именно поэтому буддизм стал не сектой или группой сект (как джайнизм), а религией для всех слоев общества, и для верхов, и для низов. Именно поэтому буддизм легко перешагнул границы Индии, стал мировой религией, системой культуры, объединяющей десятки народов Азии.
ari
20 сент, 2016 12:18 (UTC)
Спасибо за цитаты и линк, интересно.
andrelubertsy
20 сент, 2016 12:05 (UTC)
Буддийская и добуддийская мораль относятся друг к другу примерно также, как новозаветная и ветхозаветная. Конфликт нового со старым, духовного обновления с косной традицией имел место в Индии, хотя в особых формах. Индуизм исходил из того, что мир сложился раз и навсегда и существует в вечном круговороте форм, но без какого бы то ни было сдвига к лучшему. Существует добро и зло, любовь и ненависть, войны, неравенство, угнетение. Все это естественно. Поэтому надо выполнять предписанное от века. Если ты воин — убивай, если погонщик слонов — коли животное своим посохом. Общество разделено на касты. Это естественно и священно. Так и должно оставаться. Верность кастовой морали поддерживает общество в каком-то равновесии.
Буддизм утверждает, что состояние вечных противоречий вовсе не единственное естественное состояние мира. С появлением просветленного человека в общество вносится духовный свет, утверждается сосуществование двух естественностей, старой и новой, и новая естественность может победить старую. Желание давать более естественно для человека, чем желание брать. Желание охранять беззащитного птенца более естественно, чем садистское желание вешать кошку за хвост. Законом человеческих отношений должно стать великое сострадание друг к другу, сострадание ко всему живому. Общество устроено не так, и неизвестно, как его перестроить, но буддизм обращается к каждой личности, минуя касты, сословия, племена: не убивай (даже если ты родился воином!), не бери чужого, даже если ты родился в касте воров (есть и такая в Индии), не развратничай и т. п. Нет силы в мире, которая может помешать тебе быть Человеком.
Будучи не в силах преобразить все общество, буддисты собирают общину беглецов от мирского зла — нищих монахов, живущих по новым законам сострадания и любви. Община по идее должна была издали светить миру, быть живым примером нового миропорядка. Надежда на то, что мир когда-нибудь примет закон сострадания и любви, вызвала к жизни миф о Будде Майтрейе', Будде будущего (нечто вроде христианской легенды о втором пришествии Христа). Он должен прийти и утвердить любовь на земле. Но практически буддизм ограничивается монастырем. Так впервые возникло это учреждение
andrelubertsy
20 сент, 2016 12:08 (UTC)
Два раза буддизм становился чем-то вроде государственной религии Индии — при Ашоке (III век до н. э.) и при царях чужеземной Кушанской династии (в I—II веках н. э.). Но старая, «ветхозаветная» традиция, обновившись под влиянием буддизма, изменив свою форму, постепенно вернула утраченные позиции. Это произошло очень своеобразным и незаметным образом. Буддизм, шаг за шагом приспосабливаясь к народным верованиям, «просветил» индуистских богов и признал их бодисатвами. А индуизм, убедившись в популярности Будды, признал его аватарой (воплощением) Вишну. Вишну, согласно индуистской теологии, рождался последовательно в образах рыбы, черепахи, вепря, человеко-льва, карлика, человека с топором (т. е. дикаря), Рамы и Кришны*. И вот к ним прибавился еще один — образ Будды. Вернее имя, потому что образ этот терял свои особые черты. Буддисты включили в свой культ индуистские праздники; индуисты стали отмечать дни рождения и просветления Гаутамы. В результате обе религии перемешались. Средний человек без помощи теологов потерял возможность разобраться, чем одна из них отличается от другой. Это пошло на пользу индуизму, но буддизму было во вред.
nektosteen
24 сент, 2016 07:21 (UTC)
Практически у нас на глазах такой же процесс происходит с марксизмом-ленинизмом. )))) Превращение социального учения в религию. С разной силой и скоростью - но идёт.
( 34 комментария — Оставить комментарий )
01
ari
society & science, the meaning of life

АРХИВ ЖУРНАЛА

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Статистика

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner